Лекционные и практические курсы на кафедре:

Бакалавриат

Читает Н. Ю. Клюге.

Систематика – это тот необходимый раздел биологии, без которого вся остальная биология не имела бы прогностической ценности и оставалась бы лишь описательной дисциплиной. Биолог всегда имеет дело с систематическими группами – таксонами и, если изучает индивидуальные свойства отдельных особей, то лишь для того, чтобы на основании их исследования сделать вывод о свойствах того или иного таксона. Знания о строении, функциях и онтогенезе живых организмов имеют прогностическую ценность только в том случае, если они отнесены к какому-то определенному таксону, а не вообще к "некоторым живым существам". Это связано с тем, что все свойства живых организмов приобретены ими в результате уникальных неповторимых эволюционных процессов. Поэтому, в отличие от свойств многих других природных объектов, свойства живых организмов определены не универсальными законами, а историческим развитием данного конкретного организма. Иерархическая классификация таксонов живых организмов традиционно строится как отражение их филогении (или "Естественной Системы", как ее называли до создания эволюционной теории), так что именно она призвана объяснить существование у тех или иных живых организмов тех или иных свойств, то есть перейти от описательной части биологической науки (отвечающей на вопрос "как?") к следующему этапу – выявления причин (то есть к ответу на вопрос "почему?").
Любой биолог всегда имеет дело с таксонами и при этом предполагает, что эти таксоны обязательно являются "естественными", так как в противном случае у них не может быть никаких естественных свойств. Но что значит "естественный таксон"? Какими вообще бывают таксоны? Что именно в интересующем нас таксоне естественно, а что искусственно? На чем основано предположение о его "естественности", как оно может быть опровергнуто или подтверждено? Без ответов на эти вопросы невозможно никакое биологическое исследование. В то же время в читаемых на нашем факультете общих курсах лекций некоторые принципиально важные положения современной теории систематики оказались пропущенными.
В предлагаемом курсе лекций рассматриваются следующие вопросы. (1) Проблема вида. (2) Критический анализ методов реконструирования филогении. (3) Предлагаемые разными авторами принципы построения биологической классификации и анализ тех принципов, на которых построена существующая ныне классификация живых организмов. (4) Проблемы, связанные с искусственными рангами таксонов и способ их устранения. (5) Принципы биологических номенклатур (зоологической, ботанической, номенклатуры бактерий): закрепленные в международных кодексах правила для названий таксонов низших рангов; различные принципы, используемые при употреблении названий таксонов высших рангов; недостатки существующих номенклатур и случаи мифообра-зования; причины одновременного существования разных принципов номенклатуры таксонов; оптимальное сочетание типифицированной и циркумскриптной номенклатур. (6) Разработанные автором принципы кладоэндезиса – реконструирования филогении путем построения детальной классификации таксонов с использованием безранговой номенклатуры.

Читает Н. Ю. Клюге.

Читает В. Д. Иванов.

Насекомых характеризует большой набор физиологических особенностей, отличающих их от традиционно изучаемых физиологами позвоночных. Курс физиологии насекомых призван закрыть этот пробел в образовании студентов-биологов.
В курсе физиологии насекомых подробно рассмотрены все системы органов насекомых, принципы их устройства и функционирования. Показаны основные пути регуляции физиологических процессов. На широком круге примеров прослежены основные эволюционные изменения систем органов, функций и их регуляции. Показаны единство функций организма насекомого и взаимосвязь отдельных типов систем органов в организме. Подробно изложены основные принципы организации функциональных систем в организме насекомого. Особый акцент сделан на специфике насекомых в сравнении с позвоночными – классическим объектом физиологов.
По итогам курса студент получает целостное представление о физилогических процессах и функционировании систем органов в теле насекомого. Этот фундаментальный курс создаёт основу для получения знаний в области специальных энтомологических дисциплин; кроме того, он интересен для студентов-зоологов и физилогов, желающих получить представление о функционировании организма насекомых и на этой основе – других членистоногих. Полученные знания позволяют понимать связь функций организма с чертами морфологии и анатомии тела, понимать суть адаптаций насекомых к среде обитания, реализовывать знания в области ведения культур насекомых и содания правильных условий в экспериментальной работе, планировать и интерпретировать результаты физиологических и экологических экспериментов.

Электив. Читает В. Д. Иванов.

Курс экологической физиологии представляет собой обзор проблем, подходов в исследованиях и основных положений экологической физиологии животных. Экологическая физиология, изучающая процессы жизнедеятельности органов, систем органов и целостного организма в его взаимосвязи со средой обитания, представляет собой современный синтез классических физиологии и экологии. В курсе экологической физиологии рассмотрены основные задачи, стоящие перед живыми организмами и пути их реализации; требования, предъявляемые различными средами обитания к живым системам; способы приспособления организмов к основным экологическим факторам. Прослежены механизмы взаимосвязи между строением организма животного и способами адаптации к различным средам обитания, функциональный смысл экоморф и жизненных форм организмов, пути формирования взаимосвязей между организмом и средой обитания. Помимо частных факторов функциональных адаптаций различных групп организмов будут рассмотрены такие общие вопросы, как сущность и уровни физиологической адаптации, пути достижения гомеостаза в разной экологической обстановке, функциональная целостность организма при приспособлении к среде обитания и достижение функционального адаптационного компромисса, влияние размеров тела на адаптации в разных средах, использование критериев физического подобия при анализе функционирования организмов, проблемы физиологической аналогии и гомологии, пути и причины параллельной и конвергентной эволюции форм и функций животных. Особое внимание уделено адаптивному смыслу различий физиологических процессов и эволюции функций под влиянием среды обитания.

Читает С. И. Мельницкий.

Курс посвящен видовому разнообразию, основам биологического прогресса наземных членистоногих, формирующему влиянию членистоногих на экосистемы и положению членистоногих в биосфере.
Курс направлен на приобретение студентами знаний в области основ экологии, палеонтологии, физиологии, этологии, морфологии и систематики насекомых и других групп наземных членистоногих; формирование у студентов комплексного экологического и эволюционного подходов к явлениям живой природы; знакомство с наземными членистоногими как с объектами исследований в области экологии, физиологии, других областях биологии; получение основных представлений о системе и филогении наземных членистоногих, об особенностях работы отдельных систем органов насекомых, многоножек и паукообразных, способах их интеграции.
В ходе освоения курса студенты учатся пониманию особенностей функционирования наземных экосистем настоящего и в прошлые геологические эпохи. Освоившие курс студенты способны к оценке влияния среды обитания на организм наземных членистоногих с эволюционной, физиологической и поведенческой точек зрения, а также готовы к анализу основных механизмов адаптаций насекомых, паукообразных и многоножек.

Читает С. И. Мельницкий и Д. А. Кучеров.

Курс позволяет сформировать системные знания о связях животных с другими элементами экосистем и между собой, о закономерностях их адаптации к окружающей среде, а также о роли животных в формировании ландшафтов и их значении для человека. На занятиях обсуждается биология и экология разнообразных таксонов животных, их место и роль в экосистемах, биосферное и хозяйственное значение животных. Помимо лекций, курс включает разнообразные интерактивные занятия: решение экологических задач, компьютерное моделирование популяционных процессов, определение коллекционного материала, экскурсии в зоологические музеи.

Читает Е. Б. Лопатина.

Целью дисциплины является ознакомление с различными подходами к изучению поведения животных, включая эколого-этологический и эволюционный, ознакомление с экспериментальными подходами к изучению поведенческой экологии и эволюции поведения животных.
Этот методический курс будет полезен студентам, изучающим живые организмы с использованием экспериментальных методов – зоологам, физиологам, экологам. В рамках курса будут рассмотрены различные подходы к изучению поведения животных, которые применяли классические этологи и бихевиористы. Мы обсудим общие проблемы, встающие перед любым исследователем, начинающим работать с живими организмами – об особенностях лабораторных и полевых экспериментов, о надежности и валидности пролученных данных и их правильной интерпретации, о том, как избежать влияния самого экспериментатора на получаемые результаты. Слушатели узнают о проблемах псевдорепликации при проведении статистического анализа результатов. Мы обсудим статистические последствия индивидуальных различий объектов исследования и способы их минимизации. Интересными являются проблемы, вызванные необходимостью проведения наблюдений за группами особей – способы выделения групп, анализ иерархии доминирования, вычисление индексов ассоциированности и поддержания близости между животными. В результате освоения дисциплины студенты будут иметь представление об том, как правильно спланировать и осуществить лабораторный и полевой эксперимент с живыми объектами, освоят правила проведения учетов и способов регистрации поведения, освоят общие подходы к адекватному математическому анализу и интерпретации полученных данных.

Электив. Читает Е. Б. Лопатина.

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов современных представлений об эволюции родительского поведения, помощничества и эусоциальности с позиции поведенческой экологии и теории эволюции, а также об этапах возникновения социального образа жизни и о разнообразии форм социального поведения в различных группах членистоногих.
Курс дает базовые представления о трех типах социальности и эволюционных переходах между ними. Обеспечивает формирование современных представлений об эволюции родительского поведения, помощничества и эусоциальности с позиции поведенческой экологии и теории эволюции. Слушатели узнают, какие факторы вызывают переход от одиночного к социальному образу жизни и как происходит эволюция социального поведения, ведущая к появлению общественных насекомых – термитов, муравьев, пчел и ос. Мы поговорим о том, каким образом общественным насекомым удается так согласованно выполнять все функции в колонии – добывать корм, выращивать новых членов колонии, регулировать микроклимат в гнезде. Мы рассмотрим вопросы, связанные с системой разделения труда и детерминацией каст у общественных насекомых, поговорим об особенностях мобилизации и фуражировки, о социальном паразитизме. Кроме того, мы познакомимся со сложными формами социального поведения, связанными с охраной местообитания (жилища), которые были обнаружены у галловых тлей, трипсов и креветок.
Результатом освоения дисциплины должно стать формирование у слушателей представлений о возможных путях эволюции социальных форм поведения в различных группах членистоногих и основных признаках эусоциальности, об эволюции родительского поведения и возникновении помощничества. Студенты получат представление об эколого-этологических и эволюционных подходах к изучению социального поведения членистоногих.

Читает Е. Б. Лопатина.

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов комплексного подхода к изучению поведения насекомых, включая эколого-этологический и эволюционный, а также формирование современных представлений об эволюции репродуктивного и родительского поведения в различных группах членистоногих с позиции поведенческой экологии.
Курс дает базовые представления об индивидуальных и коллективных формах поведения членистоногих. Слушатели узнают о способности насекомых и пауков к обучению и формированию условных рефлексов, а также об адаптивной значимости способности к обучению. Слушатели познакомятся с особенностями пассивной и активной коллективной защиты у членистоногих и эволюционных причинах формирования агрегационного поведения, а также получат представление об особенностях поведения насекомых и пауков при поиске и добывании пищи, о строительстве ловушек и разнообразных формах мимикрии и маскировки. Слушатели узнают о распространение клептопаразитизма среди насекомых и пауков, о формах клептопаразитизм, о внутривидовом и межвидовом клептопаразитизме. Мы поговорим о трофобиотических отношениях насекомых-прокормителей и общественных насекомых, о распространение трофобиоза, о взаимных морфологических и поведенческих адаптациях партнеров к трофобиозу. Будут рассмотрены формы репродуктивного поведения и репродуктивные стратегии самцов и самок, а также формы родительского поведения. В результате освоения дисциплины студенты должны получить представление об эколого-этологических и эволюционных подходах к изучению поведения членистоногих и научиться применять их в самостоятельной научной работе.

Читает Е. Б. Лопатина.

Целью освоения дисциплины является формирование современных представлений о трансмиссивных заболеваниях и о их природной очаговости, о биологических переносчиках и особенностях их взаимодействием с патогенами.
В рамках данного курса слушатели познакомятся с многообразием членистоногих – переносчиков трансмиссивных заболеваний. Будут рассмотрены биологические особенности насекомых и клещей, имеющих наибольшее значение в медицине и ветеринарии. Слушатели узнают о наиболее опасных возбудителях трансмиссивных заболеваний (вирусах, бактериях, простейших и нематодах) и познакомятся с жизненными циклами простейших и нематод – возбудителей наиболее опасных заболеваний человека и животных. Мы рассмотрим явление миаза, типы миазов и биологию основных представителей двукрылых, вызывающих миазы. Слушатели узнают о паразитических клещах (чесоточные зудни, железницы и др.) и их биологии, а также о клещах домашней пыли – возбудителях аллергических заболеваний.
Результатом освоения дисциплины станет формирование представлений о многообразии форм взаимодействия переносчиков и переносимых ими патогенов, об экологических проблемах, связанных с распространением членистоногих-переносчиков и с сохранением природных очагов инфекций. Слушатели получат представление о мерах борьбы с насекомыми и клещами, вредящими здоровью домашних животных и человека.

Читает Ф. В. Константинов.

Читает Ф. В. Константинов.

Элективный курс. Биогеография - дисциплина по выбору для студентов 3 курса бакалавриата СПбГУ
Задачи курса:
1. Знакомство с аксиоматическим аппаратом биогеографии, получение практических навыков картирования и анализа ареалов;
2. Формирование представлений о биогеографическом делении суши, пресных вод и океанов, а также закономерностях распределения организмов на Земле;
3. Знакомство с современными методами биогеографического анализа с экологических и исторических позиций, статистическими и викариантными методами биогеографии.

Читает Ф. В. Константинов.

Элективный курс. Цель занятий – дать представление о современных методах реконструкции филогении и научить студентов практической работе с филогенетическими программами. Каждое из занятий будет начинаться с обсуждения теоретической части с последующим переходом к практической работе.

Основные вопросы:
- Значение филогенетического анализа в современной биологии и распространенные ошибки в интерпретации его результатов. Филогения и таксономия. Дерево гена и дерево вида.
- Аксиоматический аппарат филогенетического анализа.
- Парсимониальный анализ: реконструкция филогении на основе морфологических данных. Признаки и их состояния в парсимониальном анализе. Алгоритмы нахождения оптимального дерева, взвешивание признаков и оценка полученных результатов.
- Методы согласования деревьев (strict, semistrict, Adams & majority rule consensus trees) Статистические показатели поддержки отдельных ветвей (Bremer support, parametric & nonparametric bootstrap, jacknife).
- Реконструкция филогении на основе молекулярных данных: преимущества и особенности. Обзор методов дистанции, максимального правдоподобия и Байесова анализа. - Парсимониальный анализ молекулярных данных.
- Работа с базами данных GenBank и Bold. Выравнивание и выбор оптимальной эволюционной модели. Объединение данных по отдельным молекулярным маркерам в единый конкатенированный набор данных. Возможности совместного анализа молекулярных и морфологических данных.
- Слишком много данных: филогенетический анализ методами RAxML и MrBayes на высокопроизводительных серверах Cipres и IQ-tree.
- Визуализация филогенетических деревьев и сравнение топологий, полученных разными методами.

В рамках практикума студенты будут работать в основном с программами Winclada, MEGA 7 и MrBayes 3.2. Кроме этого, будут использованы программы AliView, Mesquite, TNT, PartitionFinder, SequenceMatrix, FigTree и несколько онлайн-приложений.
Посещавшие семинары студенты должны освоить принципы, лежащие в основе разных подходов к реконструкции филогенезов и получить практические навыки работы с основными программами филогенетического анализа.

Читает Ф. В. Константинов.

Спецкурс кафедры энтомологии СПбГУ для студентов 4-ого курса.
Основная цель лекционного курса – познакомить студентов с основными видами вредителей древесно-кустарниковых пород, их ролью в ухудшении состояния и продуктивности леса, дать представление о современных методах борьбы против вредителей древесно-кустарниковых пород.

Задачи курса:
1. Знакомство с определением вредителей на разных фазах их развития и диагностикой наносимых ими повреждений;
2. Формирование представлений о коэволюции растений и насекомых-фитофагов, обзор значения и вспышек численности фитофагов в фитоценозах;
3. Знакомство с методами лесозащитных мероприятий, обоснованием их экологической эффективности и целесообразности.

По окончании занятий студенты получат полное представление о современном состоянии защиты растений, основных вредителях и будут обладать навыками диагностики наносимых ими повреждений.

Читает А. И. Корзеев.

Проводит А. И. Корзеев.

Читает А. Х. Саулич.

Читает А. И. Корзеев.

Электив. Читает В. Д. Иванов.

Читает А. И. Корзеев.

Магистратура

Читает В. А. Лухтанов.

В рамках курсах рассматриваются закономерности эволюции биологических макромолекул и объясняется, как анализ структуры ДНК и белков можно использовать для получения информации о родственных связях между организмами и об их филогенетической истории. Филогенетические реконструкции, основанные на молекулярных данных, в настоящее время стали инструментом для решения разнообразных научных и прикладных задач в биологии и других областях деятельности человека (биоинформатика, систематика, проблемы эволюции, экология, медицина, сельское хозяйство, юриспруденция, таможня, криминалистика), однако их получение и осмысленная интерпретация не являются простой задачей.
Понятие гомологии в молекулярной биологии, филогенез и филогения, кладограмма и филограмма, укорененное и неукорененное дерево, коалесценция и сортировка линий, нуклеотидные и аминокислотные замены как признаки, “сырые” и скорректированные генетические дистанции, дистантные и дискретные методы филогенетического анализа, методы максимального правдоподобия и Байеса, молекулярные часы и возможность оценки возраста таксонов только по молекулярным данным, филогеография и ДНК-штрихкодирование. Эти и многие другие вопросы освещены в лекционной части курса. Курс завершается практическими занятиями, в ходе которых студенты научатся работать с базами данных (GenBank, BOLD и другие), анализировать первичные результаты секвенирования (хроматограммы), делать и редактировать нуклеотидные и аминокислотные выравнивания, выбирать оптимальные модели молекулярной эволюции и самостоятельно получать филогенетические реконструкции, используя наиболее современные программы филогенетического анализа.

Читает Ф. В. Константинов.

Курс лекций для студентов магистерской программы «Молекулярная биология и агробиотехнология растений».

Читает Ф. В. Константинов.

Курс лекций для студентов магистерской программы «Биоинформатика».

Читает С. И. Мельницкий.

Курс лекций посвящен основным типам коммуникационных систем наземных членистоногих и особенностям их сенсорных систем. Значительное внимание уделено строению, разнообразию, возникновению и эволюции рецепторов членистоногих, в особенности насекомых. Дается обзор органам чувств и способам восприятия сигналов. В задачи курса входит рассмотрение особенностей химической, акустической, световой и зрительной коммуникации насекомых, с рассмотрением типов звуковых и световых сигналов, а также химических стимулов. Рассматривается разнообразие феромонов, их роль в управлении поведением членистоногих и характер действия этих веществ; появление диалектов и полиморфизма в вибрационных, акустических и химических сигналах. В лекционном курсе обсуждается интеграция коммуникационных систем, взаимодействие различных типов коммуникации в сложном поведении членистоногих, вопросы коммуникационной конкуренция и механизмы ее избегания, а также проблемы эволюции коммуникации. В ходе освоения курса студенты знакомятся с принципами функционирования сенсорных систем, особенностями строения и разнообразием рецепторов членистоногих, узнают об основных направлениях эволюции коммуникационных систем в различных эволюционных ветвях членистоногих, получают навыками анализа информации о сенсорных системах и оценки их применимости в смежных областях биологии.

Читает В. Д. Иванов.

Курс посвящен палеонтологии насекомых – области энтомологии, где отечественная наука имеет неоспоримые мировые достижения. Рассматрены общие проблемы палеонтологии, тафономии и стратиграфии, с которыми студенты-биологи знакомы в лучшем случае весьма поверхностно. Изложены методы палеобиологических исслеований, проблемы реконструкции обстановки захоронения и образа жизни вымерших организмов на основе ископаемых остатков, палеохронологическаяч шкала и принципы стратиграфических подразделений. Рассмотрены общие проблемы тафономии и специфика захоронения остатков насекомых. Дан обзор основных мест находок ископаемых насекомых у нас в стране и за рубежом. Кратко изложены методы работы палеонтологов и принципы палеонотологических реконструкций.
Основное внимание в предлагаемом курсе уделяется историческому развитию членистоногих, в особенности насекомых. Заметное место в курсе занимает проблема происхождения членистоногих и их возможные докембрийские предки. Обсуждается палеоэкологическая обстановка венда и кембрия и основные пути кембрийской радиации членистоногих Обсуждается проблема происхождения насекомых с палеонтологической точки зрения. Кратко рассмотрены филогенетические связи вымерших и современных отрядов. Особое место в курсе отводится палеофаунистике и палеоэкологии; рассмотрены ископаемые фауны насекомых различных геологических эпох на всем протяжении от палеозоя до современности, даны палеоэкологические реконструкции и определено место насекомых в ископаемых экосистемах. Прослежены истории развития отдельных отрядов насекомых и пути становления современной фауны. Студенты имеют возможность поработать с образцами ископаемых членистоногих.
Освоение материала курса позволяет студенту понимать условия и предпосылки формирования современных групп насекомых и других наземных членистоногих (паукообразных, многоножек), проследить становление отрядов насекомых и их роль в биоценозах прошлого, определившую дальнейшие пути эволюции отрядов, получить представление об основных эволюционных этапах развития отрядов насекомых по данным палеонтологической летописи и о специфике работы с ископаемым материалом. Обсуждаемые вопросы палеоэкологии позволяют в дальнейшем ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с влиянием среды обитания в формировании струкутр и систем организма, а также вклада насекомых и других членистоногих в формирование наземных экосистем. Помимо этого, слушатель курса приобретает знакомство с основными положениями исторической геологии, стратиграфии, тафономии и тем самым правильного понимания широкого круга палеонтологической литературы.

Читает В. Д. Иванов.

Членистоногих характеризует большой набор физиологических особенностей, отличающих их от традиционно изучаемых физиологами позвоночных. Курс сравнительной физиологии членистоногих призван закрыть этот пробел в образовании студентов.
В курсе лекций и семинаров подробно излагаются основные принципы организации функциональных систем в организме членистоногих в сравнительном аспекте. Особый акцент делается на специфике членистоногих в сравнении с позвоночными – классическим объектом физиологов. В курсе сравнительной физиологии членистоногих подробно рассмотрены все системы органов, принципы их устройства и функционирования в сравнительном плане. Показаны основные пути регуляции физиологических процессов. На широком круге примеров прослежены основные эволюционные изменения систем органов, функций и их регуляции. Показаны единство функций организма членистоногого животного и взаимосвязь отдельных типов систем органов в организме. В программу курса лекций введены материалы по сравнительной физиологии онтогенеза членистоногих. Основу курса сотавляют материалы по насекомым, высшим ракообразным и паукообразным как наиболее изученным в физиологическом отношении группам членистоногих. В ходе изложения материала особое внимание уделяется адаптивному смыслу различий физиологических процессов и эволюции функций в пределах типа Arthropoda.
В процессе освоения курса студенты получают возможность разобраться в основах адаптации членистоногих к среде обитания, оценить размах параллелизмов в эволюции функциональных систем членистоногих, понять специфику функционирования основных систем органов у членистоногих по сравниению с позвоночными, получить представление о паралелизмах в ходе эволюции физиологических процессов и обусловленных ими параллельных изменениях морфологических струкутур, а также получают навыки интерпретации интерпретации черт строения и функционирования организма в зависимости от условий его среды обитания.

Читает Е. Б. Лопатина.

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представлений об адаптивной значимости разнообразных форм взаимодействия насекомых со средой обитания и о многообразии социальных взаимодействий, а также об этапах становления субсоциального и эусоциального поведения у насекомых с позиции поведенческой экологии и теории эволюции. В рамках данного курса будут рассмотрены индивидуальные и социальные формы поведения насекомых, соотношение между врожденными (инстинктивными) и приобретенными формами поведения, особенности организации коллективного поведения общественных насекомых (патрулирование, принцип стигмергии и массовая коммуникация). Слушатели познакомятся со способами защиты от хищников и способами добывания пищи у одиночных и общественных насекомых, с формами мобилизации и стратегиями фуражировки у общественных насекомых. Будут рассмотрены трофобиотические отношения общественных насекомых и насекомых-прокормителей. Мы поговорим о клептопаразитах и хищниках, проникающих в гнезда общественных насекомых, и об их различных морфологических и поведенческих адаптациях к существованию в этих условиях. Слушатели познакомятся с современными взглядами на эволюцию родительского поведения. В результате освоения дисциплины студенты узнают об индивидуальных и коллективных формах поведения насекомых и о возможных путях эволюции и многообразии форм социального поведения.

Читает А. Ю. Яковлев и Д. А. Кучеров (Современные проблемы биологии).

Задумывались ли Вы о том, как беспозвоночные защищаются от паразитов? Ведь не секрет, что многие представители беспозвоночных животных вполне успешно существуют в среде, перенасыщенной патогенными микроорганизмами. Например, личинки мясных мух, развиваясь на крайне агрессивных субстратах, эффективно подавляют рост миллиардов бактерий и грибков – потенциальных паразитов и конкурентов за источник питания. А в полости тела дождевого червя концентрация бактерий составляет 600 000 клеток / мл – и это не является проблемой для хозяина! При этом в отличие от позвоночных, беспозвоночные животные лишены специфического звена иммунной защиты и имеют в своем арсенале лишь ограниченный набор распознающих и эффекторных молекул!
Секрет успеха кроется в том, что клеточные и гуморальные механизмы более древнего – врожденного – иммунитета у беспозвоночных работают с ювелирной точностью. Фагоциты активизируются в считанные минуты после травмирования покровов, а комплекс гуморальных факторов системной антимикробной защиты не оставляют шансов даже тем бактериям, которые устойчивы к действию самых современных антибиотиков.
Возможность применения беспозвоночных в медицине давно интересовала людей. И если раньше дело ограничивалось народной медициной, то научные достижения последних десятилетий превратили беспозвоночных в излюбленный объект биофармакологических исследований. Подтверждением тому является появление соответствующих лекарственных препаратов, предназначенных для лечения некоторых вирусных и бактериальных инфекционных заболеваний.
В курсе лекций обсуждаются фундаментальные проблемы иммунологии беспозвоночных и возможность их использования в медицине, затрагиваются методологические аспекты биофармакологических исследований. Особое внимание уделено разработкам Санкт-Петербургского государственного университета.

Читает Ф. В. Константинов.

Спецкурс для студентов магистратуры кафедры энтомологии СПбГУ.

Читает А. И. Корзеев.

Читает А. А. Стекольников.

Читает В. Д. Иванов.

Читает А. Х. Саулич.

Курс для студентов магистратуры, без специального энтомологического образования.

Читает А. Х. Саулич.

Оригинальный магистерский курс.

Читает А. И. Корзеев.

Читает Е. Б. Лопатина.

Целью освоения дисциплины является ознакомление с многообразием членистоногих – переносчиков заболеваний, и особенностями их биологии, а также формирование представлений о специфических и неспецифических переносчиках и особенностях их взаимодействий с патогенными микроорганизмами, простейшими и нематодами. В рамках курса слушатели познакомятся с многообразием членистоногих – переносчиков трансмиссивных заболеваний (насекомых и клещей), и типами паразитизма. Узнают о специфических и неспецифических переносчиках, об особенностях их взаимодействий с патогенными микроорганизмами, простейшими и нематодами, о способах переноса патогенов – механических и специфических. Будет дано представление о природной очаговости трансмиссивных заболеваний. Слушатели узнают о роли кровососущих двукрылых (комаров, мошек, мокрецов, москитов, слепней, куколкородных мух) и других кровососущих насекомых (блох, вшей и клопов) в распространении опасных заболеваний человека и животных (энцефалитов, лихорадок, малярии, филяриозов, трипаносомозов, лейшманиозов, чумы, тифов и проч.). Слушатели познакомятся с характерными особенностями иксодовых, аргасовых, гамазовых и краснотелковых клещей, и их значении в поддержании природных очагов и распространении таких заболеваний как энцефалиты, туляремия, эндемические сыпные и возвратные тифы, пироплазмозы, лихорадки и проч.
Результатом освоения дисциплины должно стать формирование представлений о видовом разнообразии членистоногих-переносчиков трансмиссивных заболеваний и о многообразии форм их взаимодействия с патогенами. Студенты получат представление об экологических проблемах, связанных с распространением членистоногих-переносчиков и с сохранением природных очагов инфекций, и о современных методах борьбы с переносчиками возбудителей трансмиссивных заболеваний.

Читает Н. Ю. Клюге.

Читает Н. Ю. Клюге.

Аспирантура

Читает В. Д. Иванов.

Летняя полевая практика

Проводится для студентов второго курса бакалавриата.

База «Лес на Ворскле» - участок заповедника «Белогорье», расположенный в окрестностях посёлка Борисовка, на правом берегу верховий реки Ворсклы.